ТАЛМУД О ФАРИСЕЯХ

05

Владислав НАГИРНЕР

Что говорит о фарисеях Талмуд (устная иудейская традиция), было ли у них лицемерие? Оказывается, и Талмуд осуждает лицемерие отдельных фарисеев.

В Вавилонском Талмуде, трактате Сота, 22б, приводятся слова хасмонейского царя Янная: «… бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно…» (http://www.come-and-hear.com/sotah/sotah_22.html#22b_4 (на англ., русский перевод – из книги А.Меня «Сын Человеческий»)

Еще одна цитата из Талмуда (в переводе А.Меня): «Раввин Иошуа говорил: «Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир» (Сота, 20а). http://www.come-and-hear.com/sotah/sotah_20.html

В Талмуде (Сота 22б) перечисляются 7 типов фарисеев, «из которых пять – это… лицемеры…» http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=252&letter=P

Но были также любящие Б-га фарисеи.

Вот эти 7 типов фарисеев:

1) Фарисей-шикми (плечо) (В Иерусалимском Талмуде (J. Talmud (Ber. 14b)) сказано: тот, кто выполняет заповеди на своем плече (шекем), т.е напоказ;

2) Фарисей-никпи (спотыкающийся) (Согласно Иерусалимскому Талмуду: он говорит: удели мне минутку, пока я исполню заповедь);

3) Фарисей-кизай (истекающий кровью) (Чтобы не смотреть на женщин, он бьется лицом о стену. Иерусалимский Талмуд объясняет: расчетливый фарисей, т.е.. он делает хороший поступок, а затем плохой, как бы уравновешивая их);

4) Фарисей-пестик — склоняющий голову подобно пестику;

5) Фарисей, постоянно вопрошающий: каковы мои обязанности?

6) Фарисей, имеющий любовь к Б-гу;

7) Фарисей, имеющий страх (скорее всего, речь идет о страхе, трепете перед Б-гом) (Сота 22б http://www.come-and-hear.com/sotah/sotah_22.html)

«Раввин Хисда (R. Hisda) … говорил… четыре типа (людей) не появятся перед Шхиной (присутствием Б-га): насмешники, лгуны, лицемеры и клеветники.» (Вавилонский Талмуд, Сангедрин, 103а http://www.come-and-hear.com/sanhedrin/sanhedrin_103.html)

Гиллель и Шамай

Гиллель – известный иудейский законоучитель, он был председателем Синедриона. Гиллель родился в Вавилоне в начале I в. до н.э., где получил начальное образование. Потом он приезжает в Израиль изучать Тору. Позднее Гиллеля назначают руководителем Синедриона.

«Гилель говорил: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе». («Пиркей Авот», гл.1.12 http://chassidus.ru/library/avot/1.htm)

«Гилель говорил: «Не отделяйся от общества, и не будь уверен в себе до дня смерти твоей, и не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении, и не говори ничего непонятного [ученику, полагаясь на то], что в конце концов это будет [им] понято, и не говори: «Когда будет у меня свободное время, я стану учиться», – ибо может статься, что свободного времени у тебя не будет».» («Пиркей Авот», гл.2.4 http://chassidus.ru/library/avot/2.htm)

«Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. Трудись, и плата, которая ожидает тебя в этом и грядущем мирах, будет по труду. Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком». (Цви Вассерман. Гиллель http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=869)

«Он часто повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?». («Пиркей Авот», гл.1.14 (http://chassidus.ru/library/avot/1.htm)

«Рассказывают про Ѓиллеля, что он нанимался на поденную работу и, получая полдинария в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи.

Однажды случилось так, что он остался без заработка, и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полувисячем положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога Живого из уст законоучителей Шемаи и Авталиона.

Случилось это — рассказывают — в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемая сказал Авталиону: — Брат Авталион! Всегда в это время светало, а сегодня темно. Настолько ли облачно сегодня? Взглянули наверх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Ѓиллеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага. — Этот, — сказали Шемаия и Авталион, — заслуживает, чтобы ради него и субботний покой нарушить». (Йома 35a) (Цит. по: Евгений Левин »Фарисеи глазами Иешуа и Талмуда.
Еврейская духовная элита 1-го века глазами Иисуса и мудрецов Талмуда (часть 1)» http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=55&Itemid=25 )

«Про Ѓиллеля рассказывают, что одному впавшему в бедность, высокодостойному человеку он на свои средства нанимал лошадь для верховой езды и слугу для сопровождения его в пути. А однажды, не найдя подходящего провожатого, сам целых три мили сопровождал того человека, исполняя обязанности слуги» (Ктубот 67б).» (Цит. по: Евгений Левин »Фарисеи глазами Иешуа и Талмуда.
Еврейская духовная элита 1-го века глазами Иисуса и мудрецов Талмуда (часть 2)» http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemid=25)

«Шамай говорил: «Пусть [изучение] Торы будет твоим постоянным занятием. Говори мало, но делай много, и принимай любого человека приветливо». («Пиркей Авот», гл.1.15 http://chassidus.ru/library/avot/1.htm)

«К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенным ригоризмом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — вот весь закон; все остальное — только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное.» (Вавилонский Талмуд, Шабат 31а) (цит. по: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B8 )

«В те времена было принято петь перед невестой, восхваляя ее красоту и скромность. Ученики спросили Шамая: «Что, если невеста некрасива, разве и тогда следует называть ее прекрасной?» «Нет, — ответил Шамай, — нужно говорить так, как есть».

Ѓилель придерживался другого мнения: «Жених радуется своему счастью, зачем же нам портить ему радость? Поэтому в день свадьбы нужно восхвалять и радовать невесту».

Знатоки Торы приняли точку зрения Ѓилеля и с тех пор каждой невесте поют хвалу. […]» (Вавилонский Талмуд, Трактат Ктубот, 17а) (Русский перевод: учебник «ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ» http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch15.htm)

Йоханан бен Заккай

«Рабан Йоханан бен Закай — величайший мудрец того поколения, ученик Гилеля и Шамая… В смутное время волнений он вместе со своими учениками спас Тору и сохранил ее для еврейского народа. Когда римская армия осадила Иерусалим, рабан Йоханан бен Закай пытался повлиять на предводителей бунтарей и примирить их с римлянами. Но осознав, что его советы не в состоянии изменить ситуацию, он решил покинуть осажденный Иерусалим. Для этого он притворился мертвым, и преданные ученики вынесли его за стены Иерусалима. Явившись к Веспасиану, рабан Йоханан бен Закай попросил пощадить город Явне и его мудрецов. Римляне не поняли подоплеки этой просьбы, и, благодаря этому, еще до разрушения Храма рабан Йоханан бен Закай и его ученики сумели организовать бейт мидраш в Явне, бейт мидраш, спасший еврейский народ.» (Рав Моше Ойербах. История еврейского народа http://www.chassidus.ru/library/history/auerbach/2/01.htm)

«В то самое время, когда еврейский народ лишался своего политического центра, одному Ф. из школы Гиллеля (Раби Иоханану бен-Закай) удалось создать для него духовный центр, в виде богословской школы в Ямне, где было положено основание талмудическому еврейству.» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B8

«Рабан Йоханан бен Закай принял [Тору] от Гилеля и Шамая. Он часто повторял: «Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». («Пиркей Авот», гл.2.8 http://chassidus.ru/library/avot/2.htm)

«О Йоханане бен Заккае рассказывают, что он всегда первый приветствовал всех встречных на улице, даже язычников.» (Брахот 17а
http://www.come-and-hear.com/berakoth/berakoth_17.html)

«… Рабби Йоханан бен Заккай сказал… Подобно тому, как жертвоприношения искупляют грехи евреев, так добрые дела искупляют язычников» — (Бава Батра 10б http://www.come-and-hear.com/bababathra/bababathra_10.html)

ВЫВОДЫ

Из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

1. Среди фарисеев были и любящие Б-га, и лицемеры. Лицемерие осуждается и Библией, и Талмудом.

2. Иешуа выступал против лицемерия, которое было среди фарисеев, но Он не осуждал всех фарисеев.

3. Апостол Павел – уверовавший фарисей.

4. Ряд известных фарисеев, о которых рассказывается в Брит Хадаша (Новом Завете): Никодим, Гамалиил и др. совершили достойные верующих в Б-га поступки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *