Холокост: история героизма, предательства и равнодушия

Декабрь 6, 2010

Яд Вашэм. Музей Холокоста в Иерусалиме

Из материалов Фонда «Операция Жаботинский», Москва, “Я пошлю множество рыболовов”. 2009 год (5760)

Слово “Холокост” — греческого происхождения, оно означает “всесожжение”. Иногда то же самое называют “Катастрофа”. Речь идет о гибели шести миллионов европейских евреев во время Второй мировой войны.
Не зная о Холокосте, не понимая масштаба и ужаса этой трагедии, нельзя понять ни сегодняшнего Израиля, ни еврейского мышления вообще. Израиль появился после того, как, по выражению Голды Меир, евреи Европы, обреченные и погибшие, доказали, что только сами евреи могут быть хозяевами своей собственной жизни и смерти. О влиянии Холокоста на еврейский менталитет бывший президент Германии Рихард фон Вайцзеккер в 1985 году сказал в одной из своих речей: “Переживание смерти миллионов является неотъемлемой составной частью каждого еврея”.
Холокост был настоящей катастрофой для всего мирового еврейства. В течении нескольких лет Гитлер систематически, планомерно истреблял евреев как нацию. Со времен разрушения Второго Храма в 70 году н. э. еврейский народ не переживал столь чудовищных трагедий, когда было физически уничтожено более трети всех евреев мира.
Историю Холокоста необходимо знать еще по одной, исключительно важной, причине: если мы забудем эту историю, она однажды повторится.
В течение 12-ти лет – с 1933 года, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером, по 1945 год, когда Вторая мировая война окончилась, против евреев велась война на уничтожение. Нужно уточнить: шесть миллионов евреев погибли не на полях сражений с оружием в руках, не как граждане вражеского государства. Евреи принимали активное участие в войне, служа в Советской Армии наравне со всеми другими гражданами СССР, но мы сейчас не говорим о павших на фронте. Мы говорим о геноциде, когда евреев – мужчин и женщин, стариков и младенцев — убивали только за то, что они – евреи.

Подготовка “окончательного решения еврейского вопроса”
Расизм был сутью мировоззрения Гитлера, и антисемитизм был, вероятно, самой главной страстью его жизни. В своей книге “Майн Кампф” (“Моя борьба”) он провозглашает множество идей о расовой неполноценности евреев. Для него решение всех мировых проблем сводилось к установлению господства арийской (высшей) расы, к которой прежде всего принадлежал немецкий народ. Врагом же арийцев и всего человечества были объявлены евреи, которые, следовательно, должны были быть вначале изолированы от прочих людей. Вместе с евреями к низшим группам людей, подлежавшим уничтожению, были отнесены цыгане, гомосексуалисты, а также физически и умственно неполноценные люди. Поскольку коммунизм ассоциировался у Гитлера тоже с евреями, коммунисты также относились к его непримиримым врагам.
Придя к власти в январе 1933 года, Гитлер начал последовательно проводить политику, направленную на вытеснение евреев из общественной жизни Германии. Один за другим принимались законы, ограничивавшие возможности евреев в науке, образовании, экономике, на государственной службе. В то время многие немецкие евреи покинули Германию, однако примерно половина их осталась.
В 1935 году Гитлер расширил антиеврейскую политику. Нюрнбергские законы лишили германского гражданства всех немецких евреев и объявили незаконными браки и сексуальные контакты между евреями и немцами.
В ночь с 9 на 10 октября 1938 года нацисты устроили самый крупный в мировой истории погром. Официальным поводом для него послужило убийство в Париже одного немецкого дипломата, совершенное 17-тилетним евреем Гершелем Гриншпаном. Это был знак протеста против депортации из Германии в Польшу 17-ти тысяч евреев, родившихся там, среди которых были его родители. Нацисты в качестве наказания евреев за этот поступок их соплеменника убили 91 еврея, схватили и отправили в концлагеря 30 000 евреев (из которых многие не вернулись и позднее погибли), выбили окна во всех синагогах Германии и почти во всех еврейских магазинах. Эту ночь поэтому называют “Кристаллнахт”, что по-немецки означает “Хрустальная ночь”, или “Ночь разбитого стекла”.
Тогда остававшиеся еще в Германии немецкие евреи поняли, что они обречены. Практически все они пытались эмигрировать, однако немногие страны захотели принять их. Англия, которая в то время контролировала территорию Палестины и иммиграцию евреев туда, резко ограничила квоты, тем самым лишив немецких евреев убежища в их собственной земле. Канада отказалась принимать евреев вообще. Повезло лишь немногим евреям, пытавшимся эмигрировать в Соединенные Штаты, большинство же не приняли. Евреи Германии оказались в ловушке.
В 1939 году 1 сентября немецкие войска вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война. За короткое время практически вся Европа оказалась под тенью свастики, и евреи не могли чувствовать себя в полной безопасности ни в одной стране континента.
К концу 1940 года бегство из одной страны в другую стало уже практически невозможным. В завоеванных фашистами странах евреев заставили носить на одежде желтый Маген-Давид (шестиконечную звезду) или другой особенный знак; в Польше их сгоняли в особый район города, называвшийся, как в средние века, “гетто”, который им было запрещено покидать под страхом смерти.
Самая большая группа спасшихся от нацистов – это 250 000 польских евреев, которым удалось в конце 1939 года из районов, оккупированных немецкими войсками, перейти в районы Польши, оккупированные советскими войсками. Большинство из них пережило войну в советской Средней Азии. Более 25 000 евреев спаслись в нейтральной Швейцарии, 18 000 – в нейтральных Испании и Португалии и 2400 евреев были перевезены датскими подпольщиками из оккупированной немцами Дании в нейтральную Швецию.

Эйнзацгруппы
Массовое уничтожение евреев ассоциируется сегодня у многих с концлагерями и газовыми камерами. Это не случайно, поскольку большинство — свыше 4-х миллионов человек — было убито именно там. Однако началось уничтожение не с лагерей и не с газовых камер.
Когда в июне 1941 года нацисты вторглись в СССР, от одного до полутора миллионов человек были расстреляны специальными подразделениями СС и СД, так называемыми эйнзацгруппами. Их единственной задачей было убить каждого еврея, которого они смогут найти.
Советские евреи были особенно беззащитны перед нацистами, потому что, в отличие от остальной части мирового еврейского сообщества, они не знали, как глубок нацистский антисемитизм. Сталин подвергал цензуре все сообщения о нем, так как СССР и Германия в течение нескольких предвоенных лет стремились сохранить видимость мирных отношений. В результате, когда эйнзацгруппы входили в советские города и издавали указы об обязательной явке евреев, большинство из них подчинялось, не подозревая об опасности. Только на назначенном месте сбора они начинали понимать, что немцы намерены убить их. Но было уже слишком поздно: вооруженные солдаты заставляли евреев рыть глубокие рвы, на краю которых их расстреливали. Тела падали на тела, по мере того, как их убивали ряд за рядом. Очень немногие вышли из этой бойни – как правило, те, кто был ранен, но кого ошибочно сочли убитым.
Такие массовые убийства проводились в Кайзервальде (Межапарке) – пригороде Риги, в Понарах (окрестности Вильнюса), в Девятом Форте (окрестности Каунаса), в Малом Тростянце (окрестности Минска), в Дробицком Яру (окрестности Харькова) и в Бабьем Яру (Киев). В последнем погибло наибольшее количество евреев — 33 371 мужчин, женщин и детей за два осенних дня 1941 года.
Нацисты обычно получали помощь от местного населения, которое участвовало в облавах на евреев и массовых расстрелах. (На территории СССР в этом плане особо отличались украинцы, унаследовавшие глубокий антисемитизм от своих предков времен Богдана Хмельницкого, зачинщика кровавых погромов в 1648 году). Французская, словацкая, голландская, венгерская и бельгийская полиции сгоняли евреев для депортации в концлагеря. В Польше тысячи евреев были убиты поляками, к которым они обращались за помощью.

Концентрационные лагеря

Польша отличалась от прочих стран, оккупированных нацистами, сильными антисемитскими настроениями среди населения. Это была одна из основных причин, по которой именно в Польше нацисты построили большую часть своих концлагерей: этот факт не вызвал там особых протестов местных жителей.
Самый крупный из лагерей уничтожения находился вблизи города Освенцим (по-немецки – Аушвиц). В нем было отравлено газом около полутора миллионов евреев. На воротах лагеря, через которые проходили все вновь прибывавшие заключенные, был гигантский лозунг: “Арбайт махт фрай” (“труд делает свободным”). Это была циничная попытка убедить прибывающих, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним.
В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, оказывались убиты в первые же двадцать четыре часа. Почти сразу после прибытия нацисты выстраивали их в ряд напротив врачей, которые быстро отправляли каждого направо или налево. Налево шли старики, дети и все, кто выглядел больным или ослабевшим. В последующие часы их закрывали в гигантских комнатах без окон (газовых камерах) и пускали туда ядовитый газ “Циклон Б”. В течение нескольких минут все погибали от удушья. Тех, кому посчастливилось попасть направо, немцы направляли на работу. Условия их содержания были невыносимыми. Большинство выматывал непосильный труд, и ослабевших немедленно отправляли в газовые камеры.
Те узники концлагерей, кому удалось выжить, попали туда, как правило, в конце войны. Не все лагеря были лагерями смерти, подобно Аушвицу. (Кроме этого, было еще пять лагерей смерти, см. карту). Некоторые из них были трудовыми, хотя обращение с заключенными и условия работы и там были ужасными. Направление заключенного в трудовой лагерь было часто равнозначно смертельному приговору.
Евреев, которые умирали в нацистских лагерях, не хоронили. Вместо этого, их тела ежедневно тысячами сжигали в гигантских крематориях. Еврейских рабочих, которых заставляли бросать трупы в печи крематория, затем очищать печи от пепла, самих убивали через несколько недель и месяцев этой отвратительной работы. Нацисты не желали иметь живых свидетелей своих преступлений.
В некоторых лагерях узники уничтожались в почти полном составе. Подсчитано, что в Треблинке убито примерно 870 тысяч евреев, и лишь 70 остались в живых – менее одного человека на каждые 12 тысяч убитых.

Еврейское сопротивление
Даже будучи совершенно беспомощными и оторванными от цивилизованного мира, евреи сохраняли волю к жизни и способность сопротивляться. В сотнях гетто евреи боролись против депортации, они бежали в леса и создавали партизанские отряды, устраивали тайные убежища, поднимали знамя восстания даже в лагерях смерти (см. карту еврейских восстаний).
Восстание в Варшавском гетто было крупнейшим еврейским выступлением против нацистов в годы Второй мировой войны. Его подавление потребовало от нацистов больше времени, чем завоевание всей Польши.
До своего разрушения оно было самым крупным из всех, в которых нацисты держали евреев. Когда его население достигло максимальной отметки, здесь находилось около 500000 человек (30 процентов всего населения Варшавы), теснившихся на 2,4 процента территории города. Однако нацисты очень быстро сократили численность гетто. За первые полтора года его существования здесь умерли от голода 15-20 процентов его обитателей. К зиме 1943 года остались лишь 60 тысяч человек. Остальные (свыше 400 000) или погибли, или были отправлены в концлагеря, где подавляющее большинство было убито в первые же дни.
В это время оставшиеся в живых решили вступить с нацистами в смертный бой. Восстание было поднято без всякой надежды на победу и со слабой надеждой остаться в живых. Евреям было почти нечем сражаться с вооруженными до зубов немецкими солдатами (у повстанцев было несколько сот пистолетов, винтовок и бутылки с зажигательной смесью, у нацистов – танки и станковые пулеметы), а польское подполье – само полное антисемитов – практически не оказало никакой помощи своим соотечественникам-евреям.
Нацисты наметили последнюю отправку обитателей гетто в концлагерь на 19 апреля 1943 года, в первую ночь Песаха – еврейской Пасхи (обращать радостные еврейские праздники в дни траура было традиционным приемом нацистов). Ровно в три часа ночи нацистские войска под командованием генерала Юргена Штрупа вошли ни территорию гетто. Но тут они столкнулись с вооруженным сопротивлением и отступили.
В течение нескольких последующих дней нацисты начали поджигать гетто, здание за зданием. При подготовке к восстанию евреям удалось соорудить подземные бункера, и они продолжали укрываться в них. Однако это вскоре стало невозможно из-за бушевавшего наверху огня. Немецкие солдаты швыряли в бункера ручные гранаты и использовали слезоточивый газ, так что в конце концов почти все евреи были вынуждены покинуть их. Многим, выскочив наружу, еще удавалось хотя бы раз выстрелить по первому увиденному ими солдату, хотя евреи были ослаблены и часто находились на грани обморока.
16 мая, через 27 дней после начала восстания, Штруп заявил, что полностью ликвидировал Варшавское гетто. Это восстание явилось первым в оккупированной Европе выступлением городского населения против нацистов. В своем письме, тайно переправленном из гетто на четвертый день восстания, его руководитель, 23-летний Мордехай Анилевич, писал: “Главное – осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи в гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всем ее величии и славе”.
Евреи также играли активную роль во всех партизанских движениях – в Советском Союзе, Югославии, Франции и Бельгии, участвовали во всех восстаниях против фашистской оккупации. За храбрость, проявленную в борьбе с фашизмом, евреи удостаивались самых высоких боевых наград. Так, 27 советских евреев были удостоены звания героя Советского Союза.

“Праведники народов мира”
Повсюду в Европе находились неевреи, которые, рискуя жизнью, помогали евреям. В Иерусалиме ежемесячно собирается специальная комиссия, состоящая из 18-ти судей и экспертов; она изучает сведения, поступившие от евреев, спасенных людьми самых разных национальностей, и присуждает этим людям звание Праведник народов мира. (Новые материалы поступают до сих пор.) Такие люди встречались значительно реже, чем нацисты и их приспешники. Исследования показывают, что они чаще всего происходили из религиозных семей. Они принадлежали ко всем классам общества и часто не имели в прошлом никакого положительного опыта общения с евреями.
Одним из наиболее драматичных примеров того, как ради спасения евреев рисковали своей жизнью неевреи, служат события в небольшом, населенном преимущественно протестантами французском городке Ле-Шамбон, чью общину возглавлял пользовавшийся огромным авторитетом пастор Андре Трокме. С 1941 по 1944 годы в Ле-Шамбоне и окрестных деревнях и на фермах прятали от трех до пяти тысяч евреев. Кузен пастора Даниэль Трокме был схвачен нацистами и убит в Бухенвальде.

Самой известной личностью, помогавшей евреям во время Катастрофы, был Рауль Валленберг, шведский дипломат, спасший жизни 100 000 человек. В июле 1944 года он был направлен в Венгрию, Будапешт, где оставалось еще 200 тысяч евреев. К тому времени 437 тысяч евреев уже были вывезены в Освенцим. Поскольку Швеция была нейтральным государством, Валленбергу разрешили поездки по всей стране. В посольстве Швеции в Будапеште могло укрываться лишь незначительное количество людей, поэтому Валленберг начал приобретать дома в Будапеште, которые затем объявлял неприкосновенной шведской собственностью, защищаемой международным правом. За короткое время он создал тридцать одно подобное “убежище”, наладил выпуск фальшивых шведских паспортов и предоставил шведское гражданство тысячам евреев. В конце войны, перед бегством нацистов из Венгрии, он сумел сорвать совместный план СС и венгерской фашистской организации “Скрещенные стрелы”, предусматривавший взрыв гетто. В результате было спасено примерно 100 000 евреев, находившихся в двух гетто Будапешта.
В мае 1945 года Валленберг был арестован советскими властями и обвинен в шпионаже против СССР. Дальнейшая его судьба остается неясной. Официальные сообщения советского руководства, сделанные в разное время, противоречивы, но все заявляют о его смерти в конце 40-х годов в лагере. Тем не менее, имеются сведения, дающие основание надеяться на то, что Валленберг еще жив. Единственным советским руководителем, признавшим его арест и заключение чудовищной несправедливостью, был М. Горбачев, который, впрочем, тоже заявил, что Валленберг погиб в лагере. Это не удивительно, так как признать истину о том, что он умер позднее – или, что вероятнее всего, до сих пор жив и находится в заключении, означало бы заявить на весь мир, что СССР в течение 50-ти лет терзал одного из величайших героев века.
Кроме отдельных людей, спасавших евреев, была целая страна, вставшая на защиту своих подданных-евреев — Дания. Она была оккупирована нацистами 9 апреля 1940 года. В первые годы оккупации членам небольшой еврейской общины из восьми тысяч человек разрешалось по-прежнему жить в своих домах. Однако в 1942 году Германия решила включить Данию в свой состав, а в1943 году нацисты решили приступить к вывозу датских евреев в лагеря смерти. Весть об этом дошла до участников датского движения сопротивления, которые решили вместе со всей страной спасти своих соотечественников-евреев.
Отношение датчан к евреям резко отличалось почти от всей остальной Европы, население которой или помогало отлавливать евреев или оставалось безучастным к их судьбе. В Дании полиция отказалась участвовать в облавах на евреев. Король Христиан Х заявил, что все граждане Дании равны, и ни у кого нет права относиться к датским евреям иначе, чем к любым другим гражданам. Легенда (хотя и не соответствовавшая действительности) гласила, что король сам надел на себя желтый отличительный знак, который предписывалось носить евреям, и обратился ко всем датчанам последовать его примеру.
Что действительно удалось сделать стране — и это не миф – так это переправить морским путем в Швецию почти всю еврейскую общину. Нейтральная Швеция заявила о своей готовности принять всех датских евреев. Операция по их спасению продолжалась три недели, и когда 1-2 октября 1943 года нацисты приступили к вывозу евреев, то обнаружили лишь около 400 человек, которые не успели бежать.
Эти четыреста евреев были отправлены в Терезиенштадтский концлагерь, но датчане продолжали предпринимать усилия, чтобы оказать им помощь. Правительство неоднократно требовало разрешения на инспекцию лагеря, и в конце концов датскому Красному Кресту было разрешено посетить Терезиенштадт. Благодаря заступничеству своего правительства датские евреи не были переправлены из Терезиенштадтского лагеря дальше, в Освенцим. Пятьдесят один человек из них умер в лагере “по естественным причинам” (ясно, что жуткие условия ускорили их кончину). Таким образом, во время Катастрофы погибло лишь два процента датских евреев (120 человек, см. карту “Еврейский мартиролог”) Когда по окончании войны датские евреи вернулись из Швеции, большинство нашли свое имущество нетронутым.

Написать ответ

Top Posts of the Day

Декабрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы