Антисемитизм: «христианский» и языческий. Из материалов Фонда «Операция Жаботинский», Москва, “Я пошлю множество рыболовов”.

Сентябрь 8, 2010

Из материалов Фонда «Операция Жаботинский», Москва, “Я пошлю множество рыболовов”. 2009 год (5760)

Этой теме посвящена отдельная глава по нескольким причинам.
Прежде всего, антисемитизм всегда был частью еврейской истории и наложил глубокий отпечаток на менталитет евреев, особенно в странах рассеяния и особенно в России. Знакомство с некоторыми фактами из этой области может быть неприятным, но поможет понять многое.
Во-2-х, самые ужасные гонения евреи претерпели не со стороны язычников, а со стороны тех, кто называл себя христианами. Вы должны хорошо знать это и понимать, как эта позорная часть истории Церкви может повлиять на отношение евреев к Вам.
И самое главное: если мы не поймем, что такое антисемитизм, не осознаем, на что он способен и насколько живуч, мы не сможем увидеть его проявления сегодня, и, соответственно, предотвратить новые беды.

3.1. Грех антисемитизма.

В словарях антисемитизм определяют как враждебное отношение к евреям как к таковым. То есть, негативное отношение, которое обусловлено не теми или иными поступками или словами человека, а одной лишь его национальностью.
Сегодня в России многие не стыдятся использовать слово “еврей” как ругательство, чтобы просто выразить свое презрение к человеку. Это – одно из самых распространенных проявлений бытового антисемитизма.
Почему антисемитизм существует? Чем он вызван?
Если спросить, за что не любят евреев, можно услышать самые разные ответы. Одни обвиняют евреев в убийстве Христа, а другие, наоборот, в том, что они были первыми христианами и написали книги Нового Завета. Третьи – в некой особой природной жадности, жажде накопительства, стремлении эксплуатировать труд других народов, в том, что их религия (иудаизм) якобы проповедует расовую исключительность, четвертые, наоборот, в изобретении коммунизма, революции 1917 года и вообще во всех бедах России.

Обвинения менялись по мере смены времен, правителей и проблем, возникавших в обществах. Общее у всех них то, что за ними раньше или позже следовали действия обвинителей, приводившие к страданиям и гибели людей. Антисемитизм виновен в смерти и многих других трагедиях миллионов евреев. Поэтому вопрос о причинах, порождающих его, отнюдь не праздный.
Что же делает человека антисемитом? Евреи и их поведение или что-то другое?
Суть антисемитизма – это расовая ненависть. Можно пытаться оправдывать ее, приводя любые аргументы, но Бог никогда не оправдает ее. Бог не может оправдать ненависть, потому что Он есть любовь.
Твой собственный грех ненависти не может быть оправдан никакими грехами других (людей или народов). Ты отвечаешь только за себя.
Поэтому антисемитом человека делают не евреи, а его собственная воля быть антисемитом или отсутствие воли не быть им.
Так что бессмысленно бороться с антисемитизмом, поднимая на щит заслуги евреев перед человечеством. Решение этой проблемы не в перечислении еврейских заслуг. Почему? Потому что им всегда можно противопоставить еврейские грехи, что антисемиты и делают, зачастую весьма точно. (Кстати, это одна из причин, по которой нужно знать еврейскую историю – чтобы уметь отличать факты от вымыслов.) Решение – в проповеди Божьей безусловной любви к евреям и Божьего плана на Израиль, а также разоблачении духовных корней антисемитизма, о которых речь ниже.

3.2. Антисемитизм в Библии

Если антисемитизм – это враждебное отношение к евреями на том основании, что они – евреи, то чтобы понять его, нужно сначала выяснить, что именно делает евреев евреями? Что отличает их от других народов?
Праотец Авраам, с которого начинается история народа, был жителем Халдейского города Ур. Его предки, как и он сам, были язычниками. Однако Авраам пережил встречу с Господом и позволил Ему быть его Богом. Свою веру он передал сыну Исааку, тот – своему сыну, Иакову, от которого произошли двенадцать патриархов. Так появился народ, который отличался от других народов лишь одним: верой в единого истинного Бога, Творца всего сущего.
Столкновения евреев с другими народами начались еще в те древние времена. Уже Исаак испытал на себе зависть Филистимлян, которые засыпали его колодцы. Исаак получил благословение своего отца Авраама и стал богатым и сильным (Быт. 26:12-16), что вызвало зависть и страх его соседей. Этот сценарий проигрывался в последующей истории евреев еще очень много раз. Итак, причиной поступка Филистимлян была зависть, причиной зависти – благословение Божье, причиной благословения – вера в живого Бога. Таким образом, конфликт был, в конечном счете, между верой одного и неверием других.
Следующий интересный пример антисемитизма – древний Египет во времена Исхода. Та же самая ситуация, только с более серьезными последствиями для обеих сторон.
Первый выпад фараона, не знавшего Иосифа, против евреев – приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Чем он был продиктован? Опять-таки, страхом (Исх. 1:12). Однако еще в то время, когда был жив Иосиф, у египтян была предпосылка не любить евреев: “ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец” (Быт. 46:34). Занятие, в котором евреи были сильны, было не по душе египтянам.
Следующий фараон, который не выпускал евреев из Египта, объяснил свое поведение Моисею очень откровенно: “Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу” (Исх. 5:2). На этом примере мы остановимся подробнее, так как здесь очень ясно видны духовные корни антисемитизма и силы, действующие через него.
Божий план на еврейский народ состоял в том, чтобы они приняли Его откровение – Закон, и стали народом священников (Исх. 19:5-6), в котором впоследствии родится Мессия. Для этого они должны были овладеть землей Ханаанской и жить в ней. Они не могли исполнить свое предназначение, живя в Египте. Поэтому Бог послал Моисея вывести Израиль оттуда. Фараон же отказался даже слушать что-либо о Господе. Он был язычником, поклонявшимся различным идолам. (Кстати, именно за идолопоклонство Бог впоследствии судил Египет на том основании, что они могли узнать о Господе и отпустить Его народ с миром, но отказались сделать это.) Таким образом, если Моисеем руководил Дух Божий, то за фараоном стоял дьявол. Антисемитизм фараона – это проявление борьбы дьявола против Божьего плана спасения человечества, — плана, который тесно связан с народом и землей Израиля.

Именно в этом и заключается сущность антисемитизма. Это не просто следствие страхов Филистимлян или Египтян, и не всплеск других эмоций. Антисемитизм — это реакция демонических сил тьмы на Божье призвание и план на народ и землю Израиля. Другими словами, антисемитизм – это прежде всего не человеческое поведение, но нечистый дух от дьявола, который внушает людям бесовские мысли, эмоции и толкает их на соответствующее поведение. Филистимляне, которые завалили колодцы Авраама, не были первыми антисемитами. Первым антисемитом был дьявол, который стал им, когда Бог заключил завет с Авраамом.

Призвание евреев быть святым Божьим народом, царством священников, жить на земле обетованной, дать миру откровение и Мессию было – и остается – тем, что вызывало на них гонения со стороны демонических духовных сил и проводников их воли на Земле.
Отсюда следует два важных вывода.

Во-1-х, антисемитизм не есть только негативное отношение к евреям. Это также всякое небиблейское отношение к их призванию, потому что именно их призвание отличает их от других народов в первую очередь. Призвание Израиля – жить на земле отцов и быть народом священников. Поэтому антисемитизмом является всякое небиблейское отношение к их земле, к Божьим планам на нее – равнодушие к тому, что Бог делает в Израиле сегодня, или противление этому. Это также небиблейское представление об их роли в искуплении человечества. Замалчивание или непризнание тех фактов, что Иисус, Мария, Апостолы – евреи. Что спасение – от иудеев. Неблагодарность. Отказ понимать и принимать Божий план на будущее восстановление Израиля и исполнять свою роль в этом плане.

Во-2-х, поскольку антисемитизм есть не просто мысль, эмоция или поступок, но прежде всего нечистый дух, то освобождение от него зачастую требует молитвы покаяния, отречения, изгнания бесов и разрушения проклятия, связанного с этим грехом (Быт. 12:3). Как любой бесовский дух, антисемитизм может переходить из поколения в поколение и не проявляться длительное время. Поэтому для некоторых верующих бывает настоящим откровением обнаружить его в себе, хотя они сами никогда антисемитами не были.

Человек, находящийся под влиянием духа антисемитизма, никогда не сможет от всего сердца благословлять евреев и раньше или позже окажется среди врагов Израиля – и Бога. Будьте свободны от него и помогайте в этом другим!

3.3. Христианский антисемитизм.

Это словосочетание кажется абсурдным, так как понятия “христианство” (в библейском значении этого слова) и “антисемитизм” несовместимы. Тем не менее, у евреев слово “христианин” ассоциируется зачастую с такими словами, как “погром”, “ненависть”, “насильственное крещение” — совсем не с тем, с чем у Вас. Такая разница в понятиях может создать препятствия к общению. Вы должны понять, что Ваше представление о Христе и христианстве – это Ваше представление, во многом обусловленное Вашим опытом общения с христианами. А у евреев этот опыт –если говорить об опыте всего народа, приобретенном за последние две тысячи лет — негативный. Этим объясняется предвзятое отношение к христианам, встречающееся среди евреев. Преодолеть его Вам может помочь знание о тех страданиях, которые евреи претерпели от “христиан”. Важно знать не только сами факты о гонениях, но и о том, что привело к ним. Ведь заблуждения о евреях бытуют среди христиан и сегодня, и не где-то, а в наших церквях, и своими корнями они зачастую уходят в те самые времена, о которых пойдет речь ниже.

Мы приводим здесь главу из книги Майкла Брауна “Наши руки запятнаны кровью”. Ее название – “Ужасное, трагичное прошлое”.

Холокост не был продуктом христианства; на самом деле, нацизм был явлением антихристианским, но христианство сделало Холокост возможным. Без христианского антисемитизма Холокост был бы немыслим… В средневековом католическом антиеврейском законодательстве Гитлер и нацисты увидели образец для себя; они также читали и переиздавали ядовитые антисемитские сочинения. Поучительно, что Холокост был развязан в единственной крупной стране Европы, где число католиков и протестантов примерно равное. Обе религии были пропитаны ненавистью к евреям.

Почти две тысячи лет… христианский мир безжалостно лишал еврея человеческого облика, тем самым открывая возможность для Холокоста, который был самым крайним выражением этой тенденции. Хотя многие нацисты, действительно, были врагами христианства (как и сам нацизм был антихристианским), все они, как отмечал еврейский философ Элиезер Берковиц, были детьми христиан.

Христиане? Дети христиан? Христианский мир? Как это могло быть? Конечно, мы могли бы сказать, что если бы эти люди были истинными христианами, если бы они были рождены свыше, они бы никогда не сделали столь дьявольских вещей. И в этом, определенно, есть доля истины. Но все не так просто. Некоторые лидеры церкви, которые, казалось, были такими “христианскими”, такими похожими на Христа в слове и деле, также имели одну огромную, бросающуюся в глаза слабость: они ожесточенно злословили еврейский народ! Иногда они даже одобряли насилие над евреями. Те, кто назывался братьями и сестрами Господа по духу, нападали на Его братьев и сестер по плоти. И эта трагичная история еще не окончена. Но сначала давайте оглянемся. То, что Вы прочтете, может быть причинит боль. . . но это правда.

Послушайте Рауля Хилберга, основного специалиста по Холокосту:
Начиная с четвертого столетия после Христа практиковались антиеврейские акты: (насильственное) обращение, изгнание, уничтожение. Второе появилось как альтернатива первому, и третье – как альтернатива второму. . . Христианские миссионеры фактически говорили: вы не имеете права жить среди нас как евреи. Светские правители после них говорили: вы не имеете права жить среди нас. В конце концов нацисты провозгласили: вы не имеет права жить.

Процесс начался с попытки принудить евреев перейти в христианство. Его развитие пошло дальше, чтобы заставить жертвы жить в изгнании. Закончился он, когда евреев умерщвляли. При этом немецкие нацисты не отрекались от прошлого; они строили на нем. Они не начали процесс; они завершили его.
Конечно, Израиль не был совершенным и непорочным. Сама Библия полна обличений Божьего избранного народа. Господь сказал Моисею, что Израиль “жестоковыен” (Исх. 32:9), и показал Иезекиилю, что если бы Он послал его к языческим народам, то они послушались бы его. “А дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем” (Иез. 3:7). В Евангелиях описывается один конфликт за другим между Иисусом и лидерами Его народа, а книга Деяний утверждает, что первые верующие были гонимы отдельными группами евреев.

Но, и это мы должны понять до конца, Моисей, Иезекииль, все пророки, все апостолы и Сам Иисус были израильтянами. Фактически, каждый из “учредителей” новозаветной церкви родился евреем и умер евреем! (Иисус продолжил это еще дальше: Иисус родился евреем, умер евреем и воскрес евреем!) Все обличения, вся критика и все упреки в адрес евреев, имеющиеся в Писании, были высказаны их соплеменниками. Все они оставались внутри семьи. И причина, по которой Бог проявлял особое участие в наказании Израиля, была проста: Он обращался с ним как с сыном! “Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой” (Исх. 4:22); а “есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем детям обще, то вы – незаконные дети, а не сыны” (Евр. 12:7).

Евреи были и есть избранные и возлюбленные Божьи. Божье наказание Своего народа является особым знаком Его любви к нему. Они были призваны к особым взаимоотношениям с Ним; по этой причине они были и остаются ответственными. Сыновство – великая привилегия. Оно несет огромную ответственность. “Так кто же просил избирать?” — иногда шутят евреи.
Но ранняя церковь рано потеряла из виду особую роль Израиля и заветную любовь Отца к Своему первенцу. Ее ряды вскоре оказались пораженными анти-еврейским раком. Эта болезнь распространяется до сих пор. Только вдумайтесь, сколько яда отравило Тело Мессии. После того, как вы прочитаете нижеследующие цитаты, Вам станет яснее, почему церковь была, и остается до сих пор, такой больной.

Вернемся к самому началу, в четвертый век. Предметом нашим будет никто иной как святой Иоанн Златоуст, человек, которого кардинал Ньюман описывал так: “Яркая, радостная, нежная душа, чувствительное сердце, темперамент, открытый эмоциям и порывам; и все это возвышенно, утонченно и преображено прикосновением неба, — таким человеком был св. Иоанн Златоуст”. Он был известен как один из самых красноречивых проповедников истины и любви. Само его имя – Златоуст – означает “золотые уста”. Этого человека считали одним из величайших “отцов церкви”. Но почему-то все его сострадание, вся чувствительность и нежность исчезали при мысли о евреях. По Златоусту,
“Синагога хуже борделя… это притон мерзавцев и сборище диких тварей … храм демонов, посвященный поклонению идолам. . . убежище бандитов и дебоширов, пещера дьяволов. Это преступное сборище евреев. . . место встречи убийц Христа… хуже питейного заведения . . . сборище воров; дом дурной славы, жилище беззакония, убежище дьяволов, пучина и бездна погибели.
О самих евреях Златоуст говорил: “Я мог бы сказать то же самое об их душах”. И поэтому “что касается меня, то я ненавижу синагогу….я ненавижу евреев по той же причине”.

Что случилось с христианской любовью? Павел хотел быть проклят вместо своего еврейского народа. Златоуст же сам проклинал его! Каковы были губительные последствия этих ужасных злобных проповедей? Католический историк Малькольм Хэй совершенно прав, говоря: “Веками евреи слышали эхо тех трех слов св. Иоанна Златоуста: “Бог ненавидит вас”. И по этой причине “у христиан всегда была популярной доктрина о том, что любой человек, язычник или христианин, который когда-либо гнал, мучил или убивал евреев, действовал как орудие Божьего гнева”.

В течение длинных, мрачных лет Средневековья евреев часто ставили перед выбором “крещение или изгнание”, “крещение или мучение”, “крещение или смерть”. Против них издавались всевозможные унизительные законы. Им запрещалось иметь хорошую работу: в конце концов, они же были проклятым народом, убийцами Христа, как же можно было разрешать им процветать? Их заставляли слушать унизительные проповеди, целью которых было их обращение в христианство – ведь разве не это было святой обязанностью церкви? Их детей похищали и крестили по “христианскому” обычаю, тем самым спасая их от адского огня. На Пасху одним из излюбленных занятий было устраивать облаву на евреев и избивать их, поскольку они, убийцы Христа, заслуживали этого. И в пылу и фанатизме Крестовых походов, когда отбросы Европы собрались “освободить” Святую Землю от мусульман, было сделано еще одно великое открытие: есть неверные, которых можно убивать у себя дома! Зачем ждать Святой Земли? И таким образом родился страшный лозунг: “Убей еврея и спаси свою душу!” (Это звучит ужасно похоже на аналогичную русскую фразу, которая стала популярна в прошлом веке: “Бей жидов, спасай Россию!”)

А что говорили обо всем этом лидеры церкви? Это правда, что евреи имели друзей среди католического духовенства, таких как Бернард из Клервокса и Папа Иннокентий Третий. Эти люди пытались остановить массовые убийства невинных еврейских мужчин, женщин и детей. Но какие чувства к евреям были у них на самом деле?
Бернард, один из наиболее влиятельных монахов за все века, почти легендарный из-за своей любви к Богу и человеку, обвинял весь еврейский народ в “скотской глупости, и даже более чем скотской”, в “неотесанности и бычьей тупости” ума за то, что они не следовали за Господом. Они были “злое семя”; в них не было ничего, что не было бы “грубым и вульгарным, это относится как к их занятиям, так и к наклонностям, разуму и даже их обрядам, которыми они поклоняются Богу”. Они были “расой, для которой Бог не был отцом, они от дьявола и являются убийцы, как и он есть убийца от начала”. Это говорил “друг” евреев!

Преподобный Петр, современник Бернарда, известный как “кротчайший из людей, образец христианского милосердия”, считался “самым миролюбивым человеком своего времени. Человек безграничного милосердия” дышал отвратительной ненавистью к евреям:
К вам, к вам, евреи, обращаюсь я. К вам, которые по сей день отвергают Сына Божия. Доколе, жалкие негодяи, не будете вы верить истине? Поистине, я сомневаюсь, может ли еврей на самом деле быть человеком… Из их логова я вывожу уродливое животное, и выставляю его на посмешище всему миру, всем людям. Я выставляю тебя, тебя, еврей, тебя, грубая тварь, на всеобщее обозрение.

От этого описания еврея как “уродливого животного” – лишь один шаг до средневекового представления еврея в виде маленького дьявола, с рогами и хвостом. Не удивительно, что эти образы были использованы нацистами.
И давайте не забудем уникальный вклад, сделанный Иннокентием Третьим, Папой Римским, который был гонителем евреев. По его учению, евреи были осуждены на вечное рабство, “потому что они распяли Господа”.
“Евреев, против которых взывает кровь Иисуса Христа, не следует убивать, дабы христиане не забыли Закона Божия. Однако они должны оставаться на земле странниками, чтобы их лица были покрыты стыдом.”
Ибо Папа считал, что непрекращающиеся бедствия этих предателей Господа являются свидетельством истины христианской веры; поэтому их необходимо унижать всеми средствами.

По мнению Малькольма Хэя,
“Трудовой бойкот, остракизм, лишение всех ответственных должностей и доверия были главными экономическими орудиями (Папы Иннокентия) для эффективной борьбы с ними”.
Но ничто из этого не было новым. Новым было то, что добавилась повязка, символизирующая стыд: отличительная повязка, “которую они должны носить на своей одежде … как прокаженные или проститутки”. Таким образом, евреи были обречены “блуждать по лицу земли, без прав, живя лишь на милости, без дома, без гарантий безопасности; во все времена, как в мирные, так и во времена гонений, с ними следует обращаться как с существами низшего рода”.
В свете всего этого неудивительно, что Мартин Лютер, порвав с католической церковью, относился к евреям с добротой. Он подчеркивал, что Иисус родился евреем, и надеялся:
“Может быть, я привлеку некоторых евреев к христианской вере. Ибо наши глупцы – папы, епископы, софисты и монахи – тупые болваны! – до сих пор так обращались с евреями, что … если бы я был евреем и видел, что такие идиоты и болваны управляют и учат христианской религии, то я лучше стал бы свиньей, чем христианином. Ибо они обращались с евреями так, будто евреи – собаки, а не человеческие существа”.

Это было написано в 1523 году. Спустя двадцать лет, в течение которых евреи не обратились в христианство массами, а Лютер прочитал несколько богохульных антихристианских сочинений, написанных евреями, он, будучи больным и старым, думал совершенно по-другому: “Что нам, христианам, делать с этой проклятой, отверженной расой – евреями?”
Ответ Лютера был твердым:
“Во-первых, их синагоги нужно поджечь… Во-вторых, их дома нужно также сломать и разрушить В-третьих, у них нужно отнять их молитвенные книги и Талмуд… В четвертых, их раввинам нужно запретить учить под страхом смерти… В-пятых, евреи должны быть полностью лишены паспортов и свободы передвижения… В-шестых, им нужно запретить ростовщичество… В-седьмых, молодым и сильным евреям и еврейкам нужно дать цепы, топоры, мотыги, лопаты, прялки и веретена, и пусть зарабатывают свой хлеб в поте лица… Мы должны изгнать из нашего общества этих мошенников и лентяев… Посему — долой их…
Итак, дорогие князья и дворяне, имеющие евреев в своих владениях, если этот мой совет вам не по душе, то придумайте что-то лучшее, чтобы мы все смогли избавиться от этого нестерпимого дьявольского бремени – евреев”.

Позже лютеране осудили эти высказывания, точно так же как католическая церковь недавно осудила многие из своих антиеврейских предубеждений. Но что-то настолько широко распространенное, настолько глубокое, заразное и оскверняющее, как такая злобная ненависть и предрассудки, не умирает быстро. В 1933 году немецкий лютеранин Герхард Киттель, один из знатоков Нового Завета того времени (его теологический словарь Нового Завета стоит на полках библиотек почти всех семинарий мира) опубликовал книгу, предлагающую решение “еврейского вопроса” в Германии. Уничтожение было непрактичным. (Позже он добавил, что оно будет также нехристианским.) Сионизм не подлежал обсуждению. (Евреев было слишком много, чтобы поместиться в Палестине, и в любом случае это решение не понравилось бы арабам.) Ассимиляция была бы самым худшим решением. Она растлила бы немецкую нацию.

Вместо всего этого евреям следовало принять в качестве своей участи дискриминацию и бесчестье. С ними нужно обращаться как с “гостями” в чужой земле – второсортными, осажденными, разумеется, гостями. В конце концов, это же евреи, не так ли? На самом деле, считал Киттель, единственными настоящими евреями были те,
“кто с покорностью… принимал на себя страдания рассеяния… подлинный иудаизм связан с символом блуждающего странника, который не имеет покоя и дома на лице земли”.
Таков был тщательно продуманный ответ великого христианского теолога!
По словам Роберта П. Эриксена, Киттель “воскресил христианский антисемитизм из Средневековья, приукрасил его несколькими штрихами современного расового мистицизма и воздвиг в качестве немецкого, христианского бастиона еврейской угрозе… (Он) предложил жесткие меры против (этой угрозы) и сосредоточил свои исследования на доказательстве того, что евреи – это дегенераты. Одним словом, он плыл по нацистскому течению, хотя сам, возможно, предпочитал другую линию”.

Это течение унесло в погибель жизни двух третей европейского еврейства. Нацисты и в самом деле нашли лучший способ “избавиться от этого нестерпимого дьявольского бремени – евреев”.
К горю и стыду нашему, можно продолжать приводить одну за другой отвратительные цитаты, один за другим примеры ярых ненавистников евреев среди лидеров “Церкви”. Но мы слышали уже достаточно. Сейчас пора остановиться и задуматься: могло ли быть такое, что слова такого человека, как Мартин Лютер, которого Бог использовал так могущественно, человека, чьи труды зажгли протестантскую Реформацию, чей великий гений оказал глубокое влияние на немецкий интеллект, чьи комментарии на послания к Римлянам и Галатам способствовали обращению Джона и Чарльза Уэсли, чье искусное перо написало прекрасный гимн “Наш Бог – могучая крепость”, — могло ли быть такое, чтобы его слова помогли раздуть огонь в печах нацистских лагерей уничтожения?
Пусть святые, папы и сам Лютер восстанут из могил и рыдают.
Руки Церкви – в крови.

Призывы Златоуста, Лютера и им подобных в отношении евреев были услышаны. История знает сотни дат и названий городов, где евреев убивали, мучили, ложно обвиняли в самых ужасных преступлениях, заставляли поносить свое еврейство и переходить под страхом смерти в “христианство”. За неимением места, мы приводим здесь только карты, где обозначены даты и события. Зная об этом, можно понять, почему не все евреи с восторгом реагируют на имя Христа.

3.4. Дух антисемитизма и его влияние

Библия говорит о тайне беззакония: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2 Фесс. 2:7). Это сила греха и беззакония, противящаяся Богу и Христу. Эта же сила действует против избранного народа Божьего.
Вся земля находится в поле действия этой силы. Это можно сравнить с рекой. Если ты находишься посреди реки, то тебя несет течение. Для этого не нужно никаких усилий с твоей стороны. Усилия нужны тогда, когда ты видишь, что тебя несет не туда, и хочешь справиться с течением. Для того, чтобы быть грешником, не нужно много стараться. Это происходит само собой. То же самое и с противлением народу Божьему. Есть огромная река, текущая по всей земле и увлекающая за собой всех людей. Это река антисемитизма. Его дух действует на земле прямо сейчас.

Да, чтобы быть антисемитом, необязательно этого хотеть. Чаще всего достаточно просто не хотеть не быть им. В этом случае человек не проявляет активной, яростной вражды к евреям, но семена неприязни все же существуют в глубине его души — в подсознании. Такие подсознательные антиеврейские настроения (т.е. антисемитизм) являются наиболее распространенными, в том числе и в среде современных евангельских христиан. Этот вид антисемитизма ничуть не лучше любого другого — по двум причинам.
Во-первых, в нужный момент семена, никак дотоле себя не проявлявшие, могут взойти и явить свой плод. В археологии и ботанике известны случаи, когда семена, пролежавшие много лет, не утрачивали своей способности прорастать. Все, что для этого требовалось — это создать нужные условия. То же и в духовном мире. Много лет семена, не имея благоприятных условий, могут ничем себя не проявлять. Но стоит измениться среде, и семя прорастает.

Мы с вами не понаслышке знаем о силе пропаганды. Если долго продвигать ту или иную идею в обществе, активно воздействуя на общественное мнение, то люди рано или поздно с ней свыкнутся и согласятся — при условии, что в них не найдется действенного противоядия, могущего нейтрализовать эту идею. Таким образом, если человек, являющийся “бессознательным антисемитом”, попадет под воздействие мощных пропагандистских инструментов, его мышление изменится, так как прячущиеся в глубине его разума семена получат необходимую для прорастания влагу. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что потенциальным антисемитом является каждый, кто не является сознательным и активным другом евреев и Израиля.

Отсутствие сознательной, основанной на Писаниях позиции ЗА евреев и Израиль — это наилучшая среда для сохранения бессознательной позиции ПРОТИВ евреев, а также для ее дальнейшей трансформации в конкретные дела.
Примером тому может служить та же фашистская Германия, многие тысячи солдат и гражданских лиц которой не являлись искренними приверженцами нацистской партии. Они были христианами (католиками и протестантами), посещали церковь, совершали молитвы и прочие религиозные обряды. Но практически все они ненавидели евреев. За редким исключением, никто в целой стране не протестовал против их уничтожения. Отсутствие в них твердой библейской позиции по “еврейскому вопросу” привело к тому, что их умы согнулись под яростным натиском гитлеровской пропаганды. Результат? Все эти верующие оказались обмануты.

Дух обольщения, действуя через пропаганду, поработил их умы, и в конце концов всю их жизнь. Пришел грех, а вслед за ним и смерть (Рим. 6:23). Хотя перспектива повторения такого сценария в наше время кажется на первый взгляд призрачной, мы должны помнить, что пока человек находится в коллективе, его собственные взгляды и убеждения (или их отсутствие) могут быть не видны. Но рано или поздно наступает момент, когда приходится встретиться с реальностью один на один, и тогда становится ясно, что же внутри человека.

Во-вторых, это явление является куда более разрушительным, чем оно может показаться на первый взгляд. Дело в том, что когда бессознательными антисемитами являются верующие, это явление выходит далеко за рамки их жизни и начинает воздействовать на все окружающее их общество. Иисус сказал: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18). Это место в Писании традиционно связывают исключительно с молитвой. Однако сам контекст отрывка не допускает такого узкого толкования. Речь здесь идет не только о молитве, но и о силе влияния наших дел, нашего поведения на общество. То, как верующие реагируют на те или иные события и процессы в обществе, определяет судьбу этих самых процессов. Это значит, что действия (или бездействие) верующих открывает и закрывает на земле путь для любого добра или зла. Все зависит от того, как ведут себя верующие.

Только слепец не заметит сегодняшнего подъема антисемитизма в России и во всем мире. Для того, чтобы антисемитизм как составляющая тайны беззакония действовал и успешно рос, не обязательна прямая и сознательная санкция церкви! Достаточно лишь ее бездействие и отсутствие сопротивления. Следовательно, пассивная позиция христиан, их откровенное невежество в данном вопросе или “занятость” другими “более важными” проблемами церкви приводит к тому, что антисемитизм получает “зеленую улицу” в национальном масштабе.

Если вернуться к вышеприведенному примеру с Германией и проанализировать ситуацию, то мы приходим к следующему выводу: то, что произошло с немцами, не могло произойти никоим образом без молчаливой, разрешительной санкции церкви. Пассивность верующих, вместе взятых и каждого в отдельности, привела к тому, что разгул антисемитизма принял национальные масштабы и выплеснулся в Катастрофу (так называют Холокост, или массовое уничтожение евреев в годы Второй Мировой войны). Наивно полагать, что шесть миллионов человек могли исчезнуть с лица земли случайно, что это было дело рук какого-то меньшинства, в то время, как большинство ни о чем не знало. Нет, пропаганда породила этот феномен абсолютного антисемитского большинства в целой стране. А успех этой пропаганды определялся молчанием церкви. Напрашивается вопрос: а что гарантирует нам, что такое не сможет произойти в наше время и в нашей стране?

Почему наша страна находится под особым воздействием духа антисемитизма? Что говорит о “врожденной” предрасположенности россиян к антисемитизму? Это следует из нашей истории, из нашего прошлого. Давайте рассмотрим три основные фактора, подвергающие всех наших соотечественников — как верующих, так и неверующих — влиянию духа антисемитизма.

1) “Географические” корни. Каждый человек на земле наследует от своего народа, от своей страны некие национальные особенности. Это проявляется в тысячах мелочей — в быту, во взаимоотношениях с людьми, во вкусах и т.д. Мы в какой-то мере “запрограммированы” своей страной во многих аспектах нашего мышления. “Программа” сидит в нашем подсознании и работает безо всяких усилий с нашей стороны. Усилия нужны тогда, когда человек хочет “выделиться” из толпы и стать не таким, как все.

a) Давайте посмотрим, какое наследие в отношении “еврейского вопроса” оставил нам СССР — страна, где родились и выросли почти все читатели данного пособия. Не вдаваясь в подробности, изложенные в конце главы 4, мы можем отметить следующее: репрессии, судебные процессы, анти-израильская пропаганда в прессе, дискриминация ведущих деятелей образования, науки и культуры и, наконец, многолетние очереди “отказников”, страдавших за свою единственную “ошибку” — желание репатриироваться в Израиль — все это свидетельствует нам о крайне враждебном по отношению к евреям и Израилю характере этой страны. Этот характер отражался и в общем настрое масс. Никто из ее руководителей не произнес слов покаяния за все черные деяния Советов против евреев и Израиля. СССР был антисемитской страной, и именно это стало главной причиной, по которой он был осужден на исчезновение. Но следы его атмосферы, в которой все мы выросли, не могут не оказывать на нас влияния — подсознательно.

b) Кто-то с облегчением скажет: “Слава Богу, СССР больше нет! Да здравствует Россия, старая, добрая Россия!” Что ж, посмотрим на то, как обращалась с евреями старая, добрая Россия. Это подробнее изложено в главе 4 данного пособия. Здесь же мы можем кратко констатировать: “черта оседлости”, которая, по сути своей — то же гетто, погромы, дискриминация и антиеврейский “беспредел” ясно указывают на то, что царская Россия была по своему характеру очень и очень антисемитской страной. Это одна из главных причин, по которым она в 1917-1918 гг. была осуждена и ввергнута в водоворот красной революции. Никто из императоров и государственных деятелей России не выступил со словами покаяния в антисемитизме.

c) “Но ведь мы не в царской России! Мы в Новой России, и она еще ничем не успела себя запятнать!” Нет, успела. Осквернения еврейских кладбищ, взрывы и поджоги синагог, разгул черной, желтой и коричневой прессы — это творится в новой России. История продолжается. Мы не свободны от грехов прошлого по той причине, что сменили вывеску на государстве. Новая Россия в лице своего Президента покаялась в убийстве царской семьи. Но не в антисемитизме. Грехи нашей земли остаются на нас, если мы не просим Господа о прощении, не ходатайствуем за свою землю и не выступаем решительно против всякого повторения нашей печальной истории. “И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их” (2 Пар. 7:14). Итак, наши “географические” корни уходят в антисемитскую почву. Мы не можем от этого уйти — разве что только решительно противостать антисемитизму и, взяв меч духа, отсечь от себя пагубное влияние этих корней.

2) Религиозные корни. Кроме национального наследия, существует также церковное наследие. Все, кто считают себя христианами, так или иначе (по крайней мере, для “внешних”, в том числе, для евреев) отождествляются с жившими до нас верующими, независимо от их конфессиональной принадлежности. То, что делали наши “отцы” в вере продолжает оказывать влияние на нас. Интересно, что когда мы читаем какую-либо из многочисленных историй о восстановлении Израиля в Библии, мы видим, что ему всегда предшествовала ходатайственная молитва покаяния за грехи, совершенные “отцами”. “Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему” (Неем. 1:4-7).

Отождествление с грехами предков — это одна из основ ходатайства в Библии. Без этого нет и не может быть освобождения и восстановления. Давайте условно поделим христианство на три основные конфессии (мы понимаем, что такое деление довольно примитивно, но если делить и классифицировать более углубленно, мы рискуем затянуть эту дискуссию на годы): православие, католицизм и протестантизм и рассмотрим отношение каждой из них к евреям.
С самого начала необходимо отметить: сказанное ниже не означает, что все без исключения христиане были активными или пассивными антисемитами. Нет, в рядах каждой из этих конфессий были Божьи герои, стоявшие за Его народ, зачастую ценой немалых жертв и даже собственной жизни. Но наша цель сейчас — определить основные тенденции, общее “направление течения” в каждой из этих конфессий и их духовное наследие сегодня.

a) Даже поверхностный анализ истории православия наводит нас на неопровержимые выводы. Если мы упомянем такие хрестоматийные факты, как идейная поддержка погромов, сотрудничество с черносотенными организациями и всевозможное потворство атмосфере общей неприязни к евреям, мы ни в коей мере не рискуем переборщить. Эта конфессия не только не защищала евреев, но активно способствовала их дискриминации и расправам над ними. Нет ни одного общеизвестного случая публичного покаяния руководителей этой конфессии в антисемитизме, а следовательно все происшедшее в прошлом нельзя считать трагической случайностью. На нас, россиян, фактор исторического православного антисемитизма влияет и в силу того, что мы родились и выросли в обществе, на которое очень сильно воздействует эта конфессия. И это наши корни.

b) Говоря о католицизме (смотри также пункт 3.3 данного пособия), лишь упомянем крестовые походы (читай: “крестовые погромы”!), насильственные обращения и инквизицию, чтобы удостовериться: эта конфессия сделала евреям много зла. Ее духовное наследие глубоко негативное. Однако, в 2000 году глава католической церкви (папа) публично покаялся и от лица всех католиков просил прощения у еврейского народа за все совершенные в их отношении злодеяния. Вслед за этим, правда, этот же папа выступил с откровенно антисемитской идеей о передаче Иерусалима под юрисдикцию ООН. Судя по всему, покаяние не было столь глубоким и искренним. Это тоже наши корни.

c) В протестантизме с самого его зарождения наблюдаются антисемитские тенденции. Лютер, благосклонно относившийся к евреям в начале своей жизни, в старости воспылал к ним настоящей ненавистью (подробнее — в п. 3.3 этого пособия). Этот “почин” не раз находил свое продолжение в действиях или бездействии протестантских служителей и богословов. Так продолжается и по сей день. Некоторые из недавно возникших свободных церквей в России занимают типично лютеровскую позицию по отношению к евреям: последние представляют для них интерес только в качестве потенциальных обращенных и прихожан. Настораживает и то, что многие протестантские организации в разных странах демонстрируют антисионизм — более изощренную форму антисемитизма. Они отрицают ненависть к самим евреям, однако выражают открытую неприязнь и предвзятую позицию по отношению к Государству Израиль. В своем заблуждении эти христиане не видят, что тот, кто не желает мира Иерусалиму, уже является антисемитом. Тот факт, что до сих пор ни один из крупнейших лидеров протестантской конфессии не выступил с публичным покаянием в антисемитизме, говорит нам о нашем плачевном наследии и о сохраняющемся мрачном духовном климате в протестантизме как таковом. Наши отцы и братья по вере виновны. Мы виновны. Вместо живительной влаги, наши корни закачивают в нас смертельный яд.

3) Семейные корни. Библия говорит о влиянии, которое оказывают на нас дела наших родственников: “Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня” (Исх. 20:5). Каждый из нас связан семейными узами с 14 людьми: 2-мя родителями, 4-мя прародителями и 8-ю пра-прародителями. Только тот, кто знает наверняка, что все 14 его предков всю жизнь делали евреям только добро и говорили о них только хорошее, может утверждать, что в его семье отсутствуют корни антисемитизма. Комментарии, как говорится, излишни. Наши корни уходят в антисемитскую почву. Если этому не положить конец, наступит день, когда будет поздно.

Вывод: мы нуждаемся в благодати Господа Иисуса Христа, в силе освобождения и в сознательном решении стать на сторону Израиля, если мы не хотим оказаться на стороне сатаны. Иисус повелел нам изгонять бесов (Матф. 10:8, Марк 16:17); Он завоевал над ними победу (Кол. 2:15), передал ее нам (Лук. 10:19), и это дает нам право принять свободу и ходить в ней.

Из материалов Фонда «Операция Жаботинский», Москва, “Я пошлю множество рыболовов”. 2009 год (5760)

2 Ответовна «Антисемитизм: «христианский» и языческий. Из материалов Фонда «Операция Жаботинский», Москва, “Я пошлю множество рыболовов”. »

  1. Elvira на Сентябрь 9, 2010 из 3:48 пп

    Вот это да!
    То есть: не будет лишним каждому из нас покаяться за грехи наших предков?

    Я принимаю эт!

    Благословений!

  2. Тоня на Январь 24, 2012 из 7:45 пп

    Я хочу служить Израилю!

Написать ответ

Top Posts of the Day

Сентябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архивы