«Ханука»: Евреи и греки — конфликт или сотрудничество?

f150100167772150___pictures_hagim_chanuka5

П.Полонский

1. Война за право верить.
2. У отступников всегда были «обоснованные» доводы.
3.Реформировать-дополнять или реформировать-уничтожать?
4. Если видеть корни предназначения, то можно избежать конфликтов.
5. Два столпа современной мировой культуры.

1. Война за право верить.

В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме. Сегодня модно объявлять войну Маккавеев чуть ли не «первой в истории национально-освободительной войной»; это, однако, совершенно не соответствует исторической истине. Евреи утратили государственную независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским и продолжали платить дань грекам довольно долгое время даже после победы в Хануку. Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону, эллинизировать («осовременить») их страну — с чем евреи, сохранявшие верность традиции, никак не могли примириться. Иными словами, в этой войне евреи добивались прежде всего религиозных, а не чисто национальных целей. Маккавейские войны отчасти носили даже характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.

2. У отступников всегда есть «логично обоснованные» доводы.

Важно отметить, что евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти полувека, являлись (под защитой иностранных войск) проводниками греческого влияния в среде своего народа; они строили гимнасии и устраивали оргии, поклонялись греческим богам и высмеивали как «безнадежных ретроградов» тех, кто продолжал следовать еврейской традиции.

Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что принятие греческих норм жизни откроет евреям путь в «семью народов мира»; что греческая цивилизация более прогрессивна и для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры — культуры «национальной» по форме и «всечеловеческой» по содержанию, объединявшей весь окрестный мир, дававшей своим последователям чувство «гражданина вселенной» и являвшейся для них «высшим достижением прогресса и цивилизации». Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и мракобесами, которые выступают против «принятой во всем мире» цивилизации. И действительно — все народы и местные религии приняли эллинизм; только «возомнивший о себе» иудаизм отказывался «модернизироваться», (поскольку еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).

3.Реформировать-дополнять или реформировать-уничтожать?

Проблема эллинистов была совсем не в том, что их взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской истории, особенно в период Второго Храма, было множество движений и сект, но конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской жизни, оставаясь хотя бы в целом в рамках Закона и Традиции (что пытались сделать все остальные движения), эллинисты прилагали усилия к отказу от традиционных национальных принципов жизни, к замене их на якобы «общемировые» греческие. Ведущие деятели эллинистов были фанатиками прогресса, настолько уверенными в преимуществе современной культуры, что готовы были вести борьбу против «древних суеверий иудаизма» любыми методами, не останавливаясь в конце концов даже перед использованием чужеземных сил для подавления противника.

Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить всю традиционную базу и основать жизнь на принципах гуманизма — оказался той критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на сторону врага.

4. Если видеть корни предназначения, то можно избежать конфликтов.

Война Маккавеев — пример конфликта еврейской и греческой культур. Но между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут дополнять друг друга. Чтобы понять специфику каждого из этих начал — «еврейского» и «греческого», — мы должны обратиться к истоку расхождения их путей — к отношениям между двумя из трех сыновей Ноя, праотца человечества: Шема (Сима), предка евреев, и Яфета, предка греков. Благословляя своих детей, Ной сказал: «Благословен Господь, Бог Шема; пусть даст Бог красоту и простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема» (Берешит 9:26). Культура Яфета связана с простором: территории, ума, созидания — и с красотой. Это культура эстетическая, в которой «создания культуры» живут жизнью, отдельной от создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладает ценностью независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих произведений. Культура же Шема — это «шатер», т.е. взаимоотношения между людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом. Это культура Закона, который неотделим от общины, ему следующей. Вся ценность закона и моральных норм не в том, чтобы их провозгласить; но в том, чтобы воспитать народ, который действительно осуществит эти принципы в своей жизни.

5. Два столпа современной мировой культуры.

Таким образом, Шем и Яфет — т.е. евреи и греки — должны были стать двумя столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся эстетика восходит к греческим, а почти вся этика — к еврейским источникам. Эти две линии культуры человечества должны дополнять, но не пытаться подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству (настоящему искусству), как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии, на то, что «красота спасет мир», — в этом случае оно может лишь позолотить колесницу, которая увлечет человечество к падению в пропасть.

Источник: МАХАНАИМ — еврейский культурно-религиозный центр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *