Чудо света, или как скрыть город, стоящий на верху горы

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ СВЕТА — ХАНУКОЙ

Арина Кочанова

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в
доме» Матфея 5:14-15

Каждый год в начале зимы, когда ночи становятся самыми длинными в году, в окнах
еврейских домов зажигаются необычные светильники. В них девять свечей, восемь
вместе и одна – поодаль. Появляются они сразу после наступления темноты и горят
недолго. Восемь дней, по количеству свечей, эти необычные светильники выставляются
на всеобщее обозрение в окнах еврейских домов и квартир. В первый вечер одна, во
второй две. Каждый день прибавляется еще одна свеча, усиливая свет светильника.

Свечи зажигаются в память о чуде, которое сделал Господь давным-давно, когда
светильник в Храме не гас целых восемь дней.

В те дни евреи оказались в очень плохом положении. Иудея была завоевана Антиохом
Епифаном. Вера в единого Бога была непонятной окружающим народам. Политеизм был
нормой жизни, и повсюду люди поклонялись идолам. Видя разительное несоответствие
иудейского образа жизни и греческой культуры, к которой он привык и в которой
воспитывался, Епифан решил «помочь» евреям и приобщить их к благам цивилизации.
Греческий образ жизни стал поддерживаться на государственном уровне. Но евреи, как
всегда, выказали полное непонимание «политики партии» и совершенно не желали
перенимать греческие обычаи. Тогда в гневе Епифан пошел на крайние меры и под
страхом смертной казни запретил изучать Тору и чтить Единого Бога, а храм
осквернил, принеся на алтаре в жертву свинью.
По всей стране стали ездить агитбригады из эллинизированных евреев, которые всем
своим видом показывали, что теперь их жизнь гораздо лучше, чем раньше. Однако
добились они результата совершенно противоположного – евреи не стали терпеть
слишком долго, а просто подняли восстание. Когда в очередное еврейское поселение
прибыли очередные агитаторы, священник по имени Матитьяху слушать их не стал, а
просто-напросто убил. А потом его сыновья во главе со старшим, Иегудой Маккавеем,
подняли народ на партизанско-освободительное движение. Предприятие их увенчалось
успехом, Иерусалим освободили, храм очистили и хотели возобновлять ежедневное
служение. А по предписанию в числе прочих ежедневных храмовых обрядов нужно было
каждый день зажигать храмовый светильник – менору – и поддерживать огонь, чтобы он
не гас. Освященного же елея для меноры хватало лишь на сутки. Неизвестно, чем
руководствовался Иегуда, когда принимал решение несмотря ни на что менору зажечь.
Ведь для приготовления елея нужно было восемь дней, и по любой человеческой логике
менора должна была погаснуть задолго до того. Скорее всего, это была вера. Потому
что менора так и не гасла все восемь дней.

Во времена Маккавеев евреи предпочитали смерть отказу от веры в Бога. Они
противились не культуре и не цивилизованности, как можно было бы подумать, дело
было не в этом. Можно внешне перенять культуру и обычаи, как Даниил, когда управлял
языческим государством при Навуходоносоре и Дарии. Но при этом в его сердце всегда
жила вера в Единого Бога.

Каждую Хануку на протяжении вот уже почти двух с половиной тысячи лет евреи
зажигают особую ханукальную менору. Сменяются города и страны, изменяется одежда,
дома, люди. Меняется уклад жизни, длина одежды, фасон головных уборов. Меняется
язык, способ общения, само время ускоряется. Но неизменно, как свет меноры в дни
Хануки, светит вера в Единого Бога. Не в себе, не внутри дома – светильник ставится
на окно, чтобы свет светил не только живущим в доме, но и всем, кто приблизится к
нему.

Вера не может быть спрятана внутри сердца, чтобы никто ее не видел и не слышал, ее
свет неизбежно станет виден. И невозможно прятать свет веры внутри себя или своей
общины, замыкаясь в общении друг с другом, отворачиваясь от мира и даже не желая
знать, что там происходит, страшась быть оскверненными, в неверии, что Свет Божий в
сердце человека сильнее тьмы этого мира. Призвание света – разогнать тьму, осветить
путь, сделать ясными мысли и поступки.

В нагорной проповеди Йешуа сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они
видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Настоящим светом
Йешуа называл добрые дела, совершенные под Божьим руководством (см. Иоанна 3:21).
Маккавеи не сидели, сложа руки, не обсуждали, как им плохо и какая тьма пришла в
Иудею. Они просто взяли и сделали дело, к которому призвал их Бог, освободив храм.
Чуда, когда менора светила восемь дней, не произошло бы, если бы Иегуда не пошел на
этот шаг веры.

В этом мире дела имеют особую ценность. Мы всегда склонны обращать внимание на дела
больше, чем на слова. Но Йешуа, живя на земле, не только исцелял и творил чудеса.
Он еще и учил. И Его слова несли жизнь вечную. Так и мы должны всегда стремиться к
соответствию слов и дел: наши слова должны нести людям понимание о том, как Йешуа
их любит, а дела должны это подтверждать.

Чудо света, или как скрыть город, стоящий на верху горы: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *