«ЭЛЛИНИСТЫ» И «ИУДЕИ»

Июнь 9, 2007

Из серии: Израильские корни Нового Завета 9

шомер

На первый взгляд, история «эллиниста» Стефана и его мученичества кажется бесхитростной и понятной (Деяню.6-7). По некотором размышлении, однако, оказывается, что эта история поднимает целый ряд сложных исторических вопросов, благодаря чему 6-я глава Деяний св. Апостолов превращается в одно из самых загадочных и спорных мест Нового Завета.

 Здесь мы впервые встречаемся с двумя группами внутри иерусалимской общины: «эллинистами» и «иудеями». По-видимому, так называли представителей грекоязычной и арамейско(или еврейско)язычной частей общины. Лука говорит, что разногласия между этими группами касались дел управления. Он не упоминает о наличии религиозных разногласий. Однако среди современных ученых бытует мнение, что разногласия были и религиозного характера. Это мнение основано на толковании Деяний 8:1, где Лука говорит, что сразу вслед за мученичеством Стефана началось » великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Рассуждают при этом  следующим образом: так как апостолы, старейшины арамейскоязычной части церкви, не подвергались преследованиям, стало быть, и вся арамейскоязычная группа не подвергалась преследованиям, так как было бы противно здравому смыслу в ином случае щадить старейшин. Другими словами: из Деян.8:1 будто бы следует, что только эллинисты подвергались преследованиям, так как (считают эти ученые) их религиозные взгляды были более оскорбительны для приверженцев иудаизма. Как правило, причиной разногласий называют Храм и храмовую службу (Деян.3:1): «эллинисты», под предводительством Стефаном, будто бы отвергали Храм и, значит, ту часть Закона, где говорится о храмовых жертвоприношениях.

Отсюда и обвинение против Стефана: «этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон: ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.» (Деян.6:13-14). Дальнейшее подтверждение эта теория находит в речи Стефана (Деян.7), в которой стихи 47-50 толкуются как отрицание Храма и храмовой службы. Далее утверждается, что «эллинисты» придерживались более вольных, направленных на внешний мир взглядов, чем «иудеи», и что поэтому именно они понесли благую весть к язычникам. Примеры первых попыток этого видим в Деян.8:26 и сл.; Деян.11:19 и сл.

На первый взгляд, эта теория кажется и интересной, и убедительной. Но приглядевшись, видим, что каждое положение аргументировано крайне слабо и может быть оспорено.
Во-первых, Лука ясно говорит в Деян.8:1, что вся иерусалимская церковь подвергалась преследованиям и что именно это вызвало рассеяние. Он действительно говорит, что апостолы остались в Иерусалиме, но нигде не говорит, что они не подвергались преследованиям. Согласно Луке, долг апостолов был оставаться в Иерусалиме, так как их труд еще не был завершен. На протяжении всего времени, описанного в деяниях, апостолы не покидают Иерусалим. Когда мы встречаем Петра в Лидде, Яффо или Кесарии (9:32 -10:48), он там — лишь гость на короткое время, а после всегда возвращается в Иерусалим (11:2). Вот наш вывод: Лука описывает в Деян.8:1 общее гонение на всю христианскую общину, во время которого апостолы упорно отказывались покинуть Иерусалим.

Во-вторых, Лука не говорит, что гонения возникли от того, что Стефан сказал что-то новое, чего никто из «иудеев» раньше не говорил. То, что Стефан сказал о Храме, первым сказал сам Иисус, и конечно никто в христианской общине этого не оспаривал. Новое в истории Стефана было не то, что он говорил, а кому он это говорил. «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» (Деян.6:9). Здесь мы встречаемся с евреями из рассеяния, которые поселились в Иерусалиме. В Деян.9:29 мы встречаем тех же людей — на этот раз их называют «эллиннистами», т.е. грекоязычными, которые также яростно нападают на Павла, как некогда на Стефана, а в Деян.21:27 и сд. эти же самые евреи из рассеяния пытаются убить Павла (см. также Деян 23:12 и сл.). И обвинение то же, что и выдвинутое против Стефана: «Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие» (Деян.21:28). Итак: Стефана преследовали не потому, что он исповедовал новые религиозные взгляды, а потому что он встретил новую группу враждебно настроенных людей — живущих в Иерусалиме евреев из рассеяния, «эллинистов».
Ярость этих людей, не должна нас удивлять: ведь то, что они решились покинуть родину и поселиться в Иерусалиме, показывает, что это были не заурядные обыватели. Это были ревнители Закона: вероятно, главной причиной, побудившей их поселиться в Иерусалиме, было желание быть поближе к Храму, они хотели молиться в Храме и участвовать в жертвоприношениях. Будучи приезжими, они не могли автоматически входить в одно из трех течений иудаизма в Израиле: садуккеев, фарисеев и ессеев — они были просто «ревнители Закона», преданные Закону и Храму.

Именно эта преданность и привела их в Иерусалим. И вот когда грекоязычные члены иерусалимской христианской общины вошли в соприкосновение с этой группой, и началось открытое противостояние и гонения. Таким образом, представляется, что причиной преследований иерусалимской церкви после казни Стефана, были не новые религиозные веяния внутри христианской общины, а встреча с новой группой обитателей Иерусалима, с «эллинистами».

Попытаемся подвести итог сказанному выше. Мы видим, что преследования идут как бы по двум кругам. Первый крут затрагивал апостолов, проповедовавших и учивших на Храмовой горе. Здесь, в первую очередь, гонителями выступали саддукеи, отчасти потому что апостолы проповедовали воскресение, отчасти оттого, что они делали это в Храме, вотчине священников-саддукеев. Фарисей Гамалиил защищал право апостолов проповедовать. Второй круг преследований был направлен против иерусалимской церкви; зачинщиками здесь выступали жившие в  Иерусалиме евреи из рассеяния, горячо преданные Храму и Закону. Их оскорбляли речи Стефана, который повторил слова Иисуса о Храме (см. Иоан. 2: 19; Марк 13: 2).Заявление Иисуса о том, что Храм будет разрушен и восстановлен им за три дня, имеется во всех Евангелиях; не подлежит сомнению, что в то время все верующие Иерусалима знали эти слова.

Верно, что эти слова Иисуса в основном дошли до нас в передаче лжесвидетелей и насмехающихся (см. Мт.26:61; 27:40; Mк.14: 58; 15: 29), но это лишь доказывает, что то были злонамеренные люди, старавшиеся исказить смысл слов Иисуса, но сами слова его переданы верно. Создается впечатление, что высказывания о Храме сильно задели священников и ревностных евреев из рассеяния, однако нет данных, что они как-то особенно подействовали на фарисеев.

Один ответна ««ЭЛЛИНИСТЫ» И «ИУДЕИ» »

  1. djordj7 на Май 31, 2015 из 2:07 пп

    Стефан не был Еллионистом, а уверовавшим из Иудеев во Христа Иисуса.
    Из 7 человек был еллионистом только Николай Антиохиец.
    Здесь уже дальше все не верно.

  2. Олег на Август 20, 2017 из 11:45 дп

    Николай Антиохиец был эллином, т.е. язычником. А Стефан и остальные избранные были эллинистами, т.е грекоязычными евреями, жившими в рассеянии, т.е. постоянно проживающими не в Израиле, а вязыческих

  3. Олег на Август 20, 2017 из 11:47 дп

    Николай Антиохиец был эллином, т.е. язычником. А Стефан и остальные избранные были эллинистами, т.е грекоязычными евреями, жившими в рассеянии, т.е. постоянно проживающими не в Израиле, а в языческих грекоговорящих странах.

Написать ответ

Top Posts of the Day

Июнь 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы